Обозначение церковной десятины в википедии трактуется как дань десятой части от личного достатка в пользу религиозной общины. Это короткое и лаконичное обозначение подразумевает под собой глубокую историческую символику. В разные времена десятина носила совершенно разный характер, от небольших добровольных взносов в пользу развития христианства, так и довольно большие принудительные взносы в средневековье.
Первое упоминание о церковной десятине хранится в Ветхом Завете, при правлении царя Авраама, который отдавал десятую часть от военной добычи на развитие христианства.
Поначалу этот обычай носил добровольный характер, но в 567 году Туринским собором было принято постановление о принудительной десятине.
Позже при правлении Карла Великого десятина была обозначена как обязательный налог с земледелия и других прибыльных ремесел. С усилившейся властью королей церкви пришлось делиться десятиной с монархами в обмен на защиту. Но вследствие не равенства социальных классов церковная десятина на некоторое время потеряла свою актуальность.
В древности данный налог существовал у ряда Ближневосточных народов, в частности и у евреев
Католическая церковь после введения принудительной оплаты десятины взымала налог, как урожаем, так и деньгами. Такие христианские служения болезненно отражались на бедных людях, которые чтобы совершить уплату налога не редко голодовали и даже погибали. Были приняты правила распределения десятины – треть на содержание храма, треть на помощь беднякам из церковного прихода и треть священнику, но фактически все шло в пользу духовенства, и символический, духовный смысл обычая был на какое-то время утерян.
На Руси десятина принята сразу после перехода в христианство, во времена Владимира Великого, и носила больше добровольный характер
Полученные средства от прихожан тратились на постройку и обрамление храмов, церквей, монастырей, часть тратилась на помощь бедным и немощным, остальное на содержание духовенства.
Как форма налога, десятина существовала и в России. Сначала она была введена в отдельных княжествах, и собственно сымалась с доходов княжеств. Была даже специально утвержденная должность сборщика десятины, человека изымавшего налог под присмотром стражи.
В современном мире данный вопрос заключается в христианском духе и убеждениях верующего. Нет никакой принудительной уплаты, и социальное служение церкви совершается только в благотворительном формате.
Это стало добровольным взносом каждого христианина, если в меру своей обеспеченности он может пожертвовать энную сумму церкви, это только приветствуется, если же его доходов ему еле хватает на содержание семьи, он может отказаться от уплаты. В отличие от раннего христианства нет явного давления и установленных сумм данного добровольного налога, что по логике правильно и достойно уважения.