История происхождения церковной утвари

dve-ikonyКак само православие, так и все каноны богослужения пришли на Русь из Византии. Традиции иконописи, возведения храмов и отправления обрядов русские перенимали у греков, античная культура которых была обогащена православной традицией. Признанными мастерами, изготовлявшими церковную утварь, издавна считались именно византийцы.  Их творения стали каноничными образцами для подражания и эталоном для создания предметов православного культа.


После того как под натиском Османской империи Константинополь пал, предметы, предназначенные для православного  богослужения, в основном, производились на Руси. Византийская традиция в создании церковной утвари приобрела  новую окраску.  С тех пор шедевры русских мастеров – иконостасы и распятия, престолы, жертвенники, чаши,  и другие элементы храмового убранства, поставлялись в другие православные государства.

Церковная утварь призвана создавать особую, возвышенную атмосферу красоты и духовности, без которой немыслимо богослужение в храме. Поэтому она выглядит богато и утончённо, вызывая восхищение прихожан, приобщая их к Таинству православных обрядов.

Каждый элемент церковной утвари имеет свой смысл и значение, символизируя значимые для любого  православного понятия.  Так, например, престол и жертвенник, являющиеся частью алтаря, предназначены для совершения Таинства  Причащения. Считается, что на престоле в момент богослужения незримо присутствует Господь, поэтому он является главной святыней любого храма. Престол традиционно покрыт нижним белым покровом и верхним – богато украшенным. Прикасаться к предметам, находящимся на нём – дарохранительнице, напрестольным крестам, Евангелию и антиминсу -  вправе лишь священнослужители.

ikonostas-zakarpattjaАлтарь, как самая важная часть храма, существовавшая ещё во времена раннего христианства, устраивается, зачастую, на возвышении. От остальной территории храма его отделяет иконостас – перегородка  с тремя вратами, на которой ярусами расположены иконы. Каждый ярус икон имеет сакральное значение и символизирует этапы спасения Богом человечества. Центральные врата иконостаса называют Царскими – через них проходит сам Господь. Традиционно у Царских врат располагаются иконы Спасителя и Божией матери, над ними – икона Тайной Вечери. Навершие иконостаса украшает крест  — символ божественной любви к человечеству.

Именно иконостас можно считать не только наиболее богато украшенной частью храма, но и той, что производит на верующих неизгладимое впечатление. Созерцание иконостаса призвано наводить на мысли о божественном промысле и бренности всего земного. Он символизирует Небесную церковь, покровительствующую земной   — к образам святых и праведников на иконостасе обращаются верующие в надежде получить помощь и поддержку.

При изготовлении церковной утвари традиционно используются драгоценные металлы, и, благодаря тонкой работе, предметы для отправления религиозных таинств являются и предметами искусства, вызывающими восторг у всех без исключения прихожан и посетителей храма.

Сохранить

Сохранить

Posted in Информация и заметки and tagged .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *