Церковное убранство, несомненно, относится к особенной атрибутике, которая всем своим внешним видом и присущим ей символизмом создает необходимую духовную атмосферу. Каждый элемент внутреннего убранства храма имеет свое предназначение и древнюю историю, объясняющую его подлинную суть. Церковь, канонически правильно укомплектованная православной атрибутикой, является эталоном совершенства и завершенности, а царящая в ней атмосфера помогает верующему человеку проникнуться мыслями о духовном мире.
Мастера, которые занимаются производством всевозможной церковной атрибутики, подходят к работе с особым благоговением и настроем. Даже самая невзрачная, маленькая деталь интерьера храма имеет свое значение, которое мастер передает посредством общего символизма на резных узорах, христограмах, и иными способами обрамления. Общая композиция должна гармонировать с каждым установленным в храме элементом убранства.
Стасидии
В древней Византии в храмах размещали стасидии, для того чтобы верующие могли присесть во время проведения службы. Подобная традиция не прижилась в нашей стране, хотя, исторически известно, что христианство пришло к нам именно из Византии. Так как после принятия христианства на Руси было построено не столь много храмов, развитие религии в наших краях проходило медленно, поэтапно с постепенным появлением своих традиций.
В настоящее время современные храмы возвращаются к этой древней традиции и устанавливают стасидии. В большей степени это необходимость для людей преклонного возраста, которым необходим небольшой отдых во время длительного богослужения. Помимо практической составляющей стасидии придают интерьеру храма некий колорит, веянье современности.
Аналои
Аналой визуально напоминает небольшой столик с наклонной поверхностью. Он используется для чтения священником во время проведения службы отрывков из Евангелия, так же на нем размещается наперстный крест, а иногда и икона. В дни празднования в честь определенного Святого, на аналой устанавливается икона с его ликом и выносится в центр храма. Прихожане, вошедшие в храм, первым делом кланяются иконе возложенной на аналое.
Как правило, по отделке и обрамлению аналои полностью или частично повторяет стилистику престола, таким образом, вся атрибутика качественно гармонирует и помогает правильно организовать внутреннее пространство храма.
Киоты
Киоты напольные резные обрамляют и защищают установленные в них иконы. В древние времена их использовали исключительно для защиты иконы от всевозможных внешних влияний, а так же для размещения святыни на удобной высоте (на уровне глаз). В наши дни киот несомненно является символом особого почитания установленной в нем иконы, он изготовляется из дерева или металла и имеет богатое обрамление, которое подчеркивает общий символизм иконы.
Помимо этого, сам по себе, киот является символом храма в миниатюре, в котором устанавливается икона.
Святая рака
Как и киот, святая рака напоминает небольшой храм, в ней принято хранить мощи Святых. Рака исполняет роль богато украшенного помоста, в который устанавливается ковчег с мощами Святого. Невероятная красота и тонкость отделки раки говорит о степени почитания Святого, поэтому их украшают с максимальной помпезностью и наполняют символами, знаменующими о земной жизни Святого.
Как видим, каждый отдельный элемент церковного убранства обрел сое место в храме и дополняет его общую концепцию, стилистику и атмосферу. Что позволяет погрузиться в духовный мир.