Особенности иконописи Острожской иконописной мастерской

pokrov-bogorodicyНа территории современной Ровенской области более двух столетий назад стали развиваться отдельные ячейки Волынской иконописной школы, где одним самых известных региональных центров была Острожская иконописная мастерская. Исследователи предполагают, что она существовала в период с конца XVIII до начала XIX века.

Особенности острожских икон

Общие черты для большинства икон Острожской мастерской — это:

одинаково орнаментированный фон,
колористика,
использование цветных лаков (в других иконописных центрах такой лак не использовался из-за сложной технологии изготовления).

Кротость и простодушие образов, воссозданных на иконах, свидетельствуют о профессиональном уровне мастеров и теплоте народной живописи. Такие типы лиц остались даже тогда, когда художник изображал конкретных людей, как, например, на иконе «Покрова Богородицы».

История создания «Покрова Богородицы»

pokrova-16-18stЭта икона была создана в мастерской Острожского иконописца в 1738 году по заказу общины церкви села Могиляны. На другой стороне иконы изображено Вознесение Иисуса Христа. Сейчас икона хранится в Острожском Государственном историко-культурном заповеднике. Сюжет этой иконы связан с событием, которое произошло в Константинополе в середине I века. Византийская империя в это время вела войну с сарацинами, и Константинополю угрожала опасность. И в один день Святой Андрей Юродивый и его ученик Святой Епифаний были в Константинополе, во Влахернском храме на всенощной службе.

Вдруг они увидели в воздухе Божию Мать в окружении святых. Она молились за мир и раскинула над людьми свой омофор, который стал таким большим, что покрыл всех присутствующих в церкви. Молитва Божией Матери поддержала и вдохновила людей на защиту родного города. Наступление сарацинов было остановлено.

И тогда люди собрали деньги и заказали в Острожской мастерской икону «Покрова Богородицы». На ней изображены крестьяне, на средства которых был изготовлен образ. Богоматерь покрывает их омофором, благословляя их. У них добрые лица, в которых художник сумел передать индивидуальные черты внешности. Стоя на коленях с молитвенно сложенными руками, крестьяне смотрят на Богородицу с восторгом и восхищением. Каждый из изображенных мужчин облачен в прямую рубашку, поверх которой одет скин с длинными рукавами, поэтому можно предполагать, что все люди на иконе равны по социальному статусу.

Возникновение иконописного барокко

volunskaya-bogorodicaСвоеобразие путей развития острожской иконописи XVIII века обусловлено особенностями тогдашнего мировоззрения, в основе которого лежали сакральные положения о природе красоты. Постепенно утверждается стиль, который вошел в мировую историю искусствоведения как «иконописное барокко».

Художники берегут, развивают декоративность в иконе, используют глубокие и насыщенные цвета, позолоченный рельефный фон украшают флористическим орнаментом. Декорированность икон в это время очень тесно связана с отделкой народной одежды и декоративно-прикладным искусством в целом. Иконописное барокко в острожских иконах — это уникальное явление искусства иконописи.

Posted in Информация и заметки and tagged .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *